Материалы

Алексей Арютов

Интервью

Алексей Арютов

Что послужило отправной точкой для занятий фотографией?

Мой отец был фотолюбителем. Он снимал все жизнь, постоянно. С самого детства мы печатали с ним при свете красного фонаря. Для меня это было сродни волшебству. И уже лет с 12 я очень хорошо знал, какие параметры выставлять в тех или иных условиях съемки, какую пленку использовать. В 14 лет стал обладателем камеры «Смена-8М». Во время прохождения службы в армии снимал без остановки, печатал в Ленинской комнате.

Возникало ли периодически желание бросить фотографию?

Иногда возникают моменты творческого кризиса, что, на самом деле, вполне закономерно для фотографа, как творческого человека. Однако мысли уйти из фотографии никогда не возникало.

Если ли бы не стали фотографом, то какую профессию выбрали?

В детстве хотел стать следователем. Потом учителем. Вообще мне нравится общаться с детьми.

Как можете описать свой оригинальный стиль?

Многогранный. Вот так! (смеется).

Постобработку сами выполняете после съемки?

Все обрабатываю самостоятельно. И не потому, что не доверяю, просто нет такого человека, который видит так же, как я. Например, я отснял лодку на закате. Во время пост-обработки добиваюсь максимальной реализации авторского замысла — передачи того состояния, которое пережил во время съемки. Мне сложно эти моменты кому-то объяснить. Другое дело, фэшн-съемка. Фотограф не в состоянии обработать все работы в сжатые сроки. Поэтому все зависит от того, какая именно задача стоит передо мной.

цитата: «В любой фотографии важна история»

Какие знаковые имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?

Очень трепетно отношусь к советской школе, внимательно изучаю творчество Родченко, Игнатовича, Плотникова. Нравится Куделка, Картье-Брессон, Ньютон, Лейбовиц. А современных великолепных фотографов так много, что я даже не могу запомнить всех имен. В живописи меня всегда привлекали импрессионисты: Тулуз-Лотрек, Мане, Сера. Среди кинофильмов хочу отметить «Зеркало» и «Сталкер» Тарковского. Все работы режиссера Роя Андерссона. Он снимает художественные ленты, короткометражные и много рекламных роликов.

Как можете описать понятие «хорошая фотография»?

В любой фотографии важна история. Если она присутствует, то такой снимок хочется разглядывать, изучать эмоции героев. Возникает вопрос, а как это было сделано, как автор поймал этот момент? Зритель должен удивляться.

Какое самое большое достижение в профессии?

Сложно сказать... Все свои достижения я считаю достижениями и... не считаю таковыми. Скорее этапы на пути к чему-то большему. Появляется идея, и ты идешь к ее реализации. На каждом этапе тратится множество сил и энергии. Например, несколько лет назад я делал выставку «Метаморфозы» в Краснодаре и специально под этот проект год снимал интересных мне людей в выбранных ими образах. Художники, музыканты, просто хорошие люди... Было очень интересно и сложно. Каждый человек - новый образ, новая локация, новый грим. Поэтому каждая моя новая съемка своего рода достижение. И всего лишь этап на пути.

Самая большая неудача в профессии?

Лет семь назад со мной приключилась неприятная история. Должен был лететь в Черногорию на фотосъемку. Под мои задачи была сформирована команда, заказан конный маршрут, рафтинг, полет на вертолете. Фотограф — только я. Прилетаю из Краснодара, и меня останавливают на таможне. Оказалось, что имеются неоплаченные штрафы. Вся команда улетела, а я остался. Сложно описать, что я тогда пережил. Зато теперь перед каждой поездкой я проверяю, все ли штрафы у меня оплачены.

Что самое привлекательное в фотографии?

Уже давно зрители меня не особо волнуют, скорее оценки друзей. Мне очень важен процесс движения, достижения результата, самосовершенствования. Любой фотограф должен желать стать лучше. Но ему нельзя думать, что он лучший. Иначе движение остановится. Для движения должна быть постоянная неудовлетворенность.

Какая ваша профессиональная мечта, цель?

Поехать на остров Сокотра. Я вынашиваю эту идею уже лет пять. Остров принадлежит Йемену. Сложность заключается в том, что любые перемещения по острову необходимо согласовывать с властями. Здесь нет организованных туристов. Инфраструктура отсутствует. В год сюда приезжает около 2 тыс. человек. Уникальность этого места заключается в том, что около половина всей флоры острова встречается только здесь. Остров даже называют ботаническим раем, «Галапагосами Индийского океана». Я несколько раз писал в Министерство по туризму Йемена. В ответ — только молчание.

У вас есть ученики?

Сложный вопрос. Каждый день я отвечаю в интернете на множество профессиональных вопросов, рассказываю о нюансах фототехники. Периодически читаю лекции. Очень часто после завершения выступления ко мне подходят слушатели, берут визитки. Я вижу, как у них горят глаза. А потом люди пропадают. Поэтому назвать конкретные имена своих учеников я не могу. Однако надеюсь, та колоссальная наставническая работа, которую я веду, не напрасна. Уверен, что многим я помог в профессии.

совет начинающим: «Постоянно снимать»

По какой причине сейчас люди приходят в фотографию?

Причина одна - фотография стала доступной. Однако у этой доступности есть оборотная сторона. Фотографами нередко становятся от безделья, из праздного любопытства. Допустим, неработающая женщина, сидит дома с детьми. Покупает камеру, посещает одну лекцию и... начинает фотографировать. Например, тех же детей. Подобные персонажи вызывают у меня только раздражение. Но стараюсь относиться к подобным явлениям философски. Здесь речь идет скорее не о том, какого уровня фотограф, а об уровне заказчиков, потребителей его продукта. Как говорится, если он снимает, значит, это кому-нибудь нужно. А у меня другой заказчик и другой зритель. Это радует и вдохновляет.

Что должен сделать в настоящее время начинающий фотограф (любитель), чтобы стать известным? Какие советы можете дать?

Самый главный совет — постоянно снимать. Можно прослушать лекции, посетить множество мастер-классов, но самое главное для новичка - снимать без остановки. Другой совет - не думать о деньгах. Наверное, он звучит странно... Конечно, нельзя быть фантазером и жить беспечно. Но плохо, когда фотограф думает только о бабках. Его фотографии могут быть красивыми, они будут продаваться, но именно фотографом с таким подходом он никогда не станет. Фотографией надо болеть. Постоянно должен быть творческий зуд. Идешь по улице и уже кадрируешь. А подобный подход появляется только с практикой.

* * *

Чем меньше пафоса у человека, тем более он талантлив. По этой шкале оценок Алексей Арютов вырывается в лидеры. Со стороны посмотришь — просто баловень судьбы. С октября по май живет на о. Маврикий. Значит, огромная вилла, слуги и опахало над головой. В реальности все с точностью до наоборот. «Я люблю жить среди народа, - рассказывает он. - Как правило, русские, которые приезжают сюда на длительный срок, живут среди т.н. европейского населения. Я, наоборот, везде стараюсь оказаться среди местного населения. Много общаюсь, наблюдаю за людьми, за их поведением, за бытом. И Маврикий в этом отношении не исключение. Я живу здесь с женой и маленьким ребенком. Когда подрастет, планирую отдать его в местный детский сад». Эта открытость фотографа находит отклик у местных жителей, они отвечают ему взаимностью, и в результате получаются потрясающие искренние фотографии. Алексей Арютов не зажат определенными жанрами, старается снимать все: спорт, портреты, фотомоделей, макро, Особенно много времени уделяет серфингу. «Здесь очень важен момент везения, - поясняет он, - но это далеко не главный фактор. Скорее играет роль умение фотографа понимать волну и знать, где именно через 20 секунд ему нужно находиться. А еще четкая работа в связке фотограф-серфер. Кстати, в идеале фотограф сам должен быть серфером. Чтобы получился достойный снимок, должно сойтись в одном мгновении множество факторов. Поэтому даже у профессионалов действительно получаются только единичные кадры». В этом отношении Алексей Арютов везунчик. Ему удается ловить подобные уникальные мгновения. И не только в серфинге. Но пафоса они не прибавляют. Это и есть талант.

поделиться