Материалы
Sony в соцсетях

Одинокий фотограф
(не) желает познакомиться

или насколько необходим тандем фотографа и цветокорректора

Александр Киценко

Времена меняются. Лаборатории и пленки уступили место редакторам и плагинам - наступила эпоха цифры. Теперь практически любой фотограф может не только моментально увидеть результат съемки, но и откорректировать его. И здесь возникают вопросы. Как правильно отретушировать снимок? А стоит ли вообще этим заниматься? Может, лучше довериться профессионалам – цветокорректорам? Попробуем разобраться.

Начнем с самого простого. Ничего не трогать. А если и дергать ползунки, то совсем чуть-чуть. Несмотря на почетное место среди «заядлых фотошопщиков», я довольно часто использую этот способ. Например, для жанровой и репортажной съемки, когда нет потребности в (глубокой) обработке фотографии - свадьбы, праздники, дети, события и проч.

Рецепт довольно простой. В камере я устанавливаю формат съемки RAW+JPEG, автобаланс белого и среднюю коррекцию теневых участков. Если съемка ведется в пасмурный день, или просто не хватает насыщенности цветов, то устанавливаю режим «Яркий», тогда цвета получаются более насыщенными и контрастными. В этом случае большинство кадров я совсем не обрабатываю или немного подгоняю контраст и насыщенность путем применения простого экшена в «Фотошопе» или фильтра.

Зачем RAW? Иногда попадаются сюжеты с очень сложным освещением или балансом белого, и камера не может сразу выдать качественный результат. Вот тогда и пригодится несжатый формат. При съемке пейзажа, архитектуры я использую только формат RAW.

Второй вариант для многих был бы самым предпочтительным, если бы не являлся самым затратным. По сути, это тандем фотографа и ретушера – один снимает, второй обрабатывает. Каждый занимается своим делом. Правда, фотографу найти свою вторую «половинку» бывает сложно.

У меня была практика, когда я обрабатывал снимки на заказ, при этом существенно экономя расходы заказчика на рекламу. Труд был очень нелегким. Из простых снимков мне приходилось путем глубокой ретуши получать вполне профессиональные работы. Заказчик только указывал, что он хочет получить в результате. Остальное я додумывал и реализовывал самостоятельно. Авторство, конечно, принадлежит заказчику. Мое имя осталось за кадром, согласно нашей договоренности.

В принципе, в подобных случаях можно говорить о соавторстве. Но все ли фотографы согласятся с подобным подходом? Лично я не хочу работать в таком тандеме, поскольку получаю удовольствие как от съемки, так и от обработки.

Зато сколько освобождается съемочного времени! Этот вариант больше подходит для коммерческих фотографов, для которых время – деньги. Обычному фотолюбителю придется изрядно потратиться, чтобы работать с хорошим цветокорректором. И следует иметь в виду, что последующая замена ретушера или полный отказ от подобных услуг - это сразу будет заметно зрителю.

Может, поучиться обрабатывать самому? Для меня это оказалось идеальным вариантом. Мало того, если бы не долгие часы у монитора, я вряд ли научился бы так глубоко чувствовать сюжет, свет и цвет. Когда обрабатываешь снимок, то заново переживаешь съемочный момент и еще глубже погружаешься в атмосферу пейзажа. Как это здорово – ощущать себя настоящим художником!

Но за восторженными фразами скрывается тяжелый труд. Во-первых, нужно учиться. И учиться много. Фоторедакторы, основы работы с цветом и светом, инструменты и фильтры на годы станут вашими неразлучными спутниками.

Оканчивать специальные курсы необязательно. Можно научиться самому. Автор этих строк - яркий тому пример (скромно краснею...). Все знания получены путем самообразования в течение долгих лет проб и ошибок. Отрывки статей, комментарии спецов - и ни одной книги или школы. Безусловно, курсы помогут здорово сократить время, если при этом полностью погрузиться в процесс освоения предмета и задаться определенной целью. Самое трудное в процессе самообразования – систематизировать знания и научиться применять их.

Во-вторых, это время. Помню, бывали времена, когда я просиживал за компьютером по 8-10 часов в день. Но как ни странно, вспоминаю это с удовольствием. Наверное, это и есть творческие муки, в которых рождается фотография. Даже не фотография, ведь по большому счету, сделать хороший снимок – это больше удача. Я бы назвал свои работы фотокартинами, в которых в равной степени играют свою роль и фотограф, и ретушер.

Сейчас за обработкой пейзажа я провожу в среднем 2-3 часа. Хотя есть снимки, которые занимают минут 30. А есть и такие – 5 минут работы в Adobe Camera Raw. Но это не очень интересно (улыбаюсь...). На хороший снимок можно смело тратить и день, и два, если есть над, чем работать. Однако это не означает, что я потрачу на него десятки часов. Нет, просто в первый день я делаю всю обработку, а в последующие смотрю критическим взглядом и поправляю нюансы. Например, корректирую оттенок ствола дерева, или убираю насыщенность солнечного блика на листике. Все должно быть близко к идеалу.

У каждого свой путь. Один будет больше снимать и меньше обрабатывать. Другой снимать и доверять таинство ретуши ретушеру. Третий - полностью творить в одиночку. И каждый будет по-своему прав.

Современный фотограф должен быть универсальным творцом, иначе ему трудно будет конкурировать с другими профессионалами. Но ретушеры не исчезнут, ведь фотография далеко не единственная область применения их навыков. Третья категория — специалисты, создающих коллажи из чужих снимков, которые отлично продаются на микростоках.

В конце концов, главное – результат, а не способ его достижения. И здесь настоящего фотографа никакой ретушер не заменит. Умение видеть (или его отсутствие) не поддается компьютерной обработке.

поделиться