Материалы

Смотреть свысока

или Как фотографировать из вертолета

Максим Балаховский

Вступление

Моя профессиональная деятельность тесно связана с вертолетами. Компания Helipro, которую я возглавляю, занимается тем, что доставляет группы спортсменов для катания на лыжах и досках в такие удаленные уголки земли, куда на другом транспорте никак не добраться. Соответственно, много уникальных кадров я делаю именно из вертолета. Конечно, вертолетные прогулки могут позволить себе далеко не все фотографы, как профессионалы, так и любители. Однако я наблюдаю, что в последнее время этот сервис активно развивается, вовлекает все больше энтузиастов, поэтому считаю необходимым поделиться некоторыми нюансами съемки из вертолета. Надеюсь, они пригодятся.

Вертолет это (не) самолет

В принципе, полет на вертолете ничем не отличается от рейса на самолете. Все прекрасно знают, что если выбрать (занять) место у окна, то можно пофотографировать, а современная фототехника позволит получить довольно приличные кадры. С вертолетом немного не так. Во-первых, многое зависит именно от модели вертолета, в котором вы оказались.

Мой опыт базируется в основном на практике использования нескольких моделей вертолетов: легкого вертолета Bell 407 американской компании Bell Helicopter Textron, французского вертолета Eurocopter Astar Ecureil AS.350B3/B2 и советского/российского вертолета Ми-8. В принципе, также сейчас используется Robinson-44 производства американской компании Robinson Helicopter. Основываясь на своем опыте, могу сказать, что самые комфортные для фотографа это AStar 350B3/B2 и Ми-8 (или Ми-8МТВ).

Где самые лучшие места?

Как правило, в вертолетах Bell 407 и AS.350B3/B2 я занимаю место рядом с пилотом, это самая удачная позиция для фотографа, и снимаю через окно в двери. Но самая идеальная ситуация, если вертолетная компания или пилот разрешат или снять боковую дверь, или в случае с вертолетом AStar-B3 сдвинуть ее вбок. В Ми-8 через иллюминатор особо не поснимаешь, поскольку его стекло, как правило, довольно мутное. Зато можно открывать эти иллюминаторы, а также боковую дверь.

Сразу нужно заметить, что внутри вертолета все делается только с разрешения пилота. Хочешь открыть люк или дверь — спрашиваешь разрешение. Хочешь, чтобы вертолет сделал второй круг над объектом, говоришь.

«Самые комфортные для фотографа это вертолеты AS.350B3/B2 и Ми-8 (Ми-8МТВ)»

Много людей приезжает на Камчатку и летает на Ми-8. Рекомендую располагаться у тех иллюминаторов, которые открываются. Стесняться не нужно и следует сразу спросить у членов экипажа, какие открываются, как именно открывается иллюминатор. Подскажу: на Ми-8 он открывается вверх и фиксируется. Довольно легко. Также при выборе места нужно учесть расположение солнца, чтобы не снимать в контровом свете, и выбрать, соответственно, правый или левый борт. 

В вертолетах можно открывать двери. Правда, следует учитывать, что с открытой дверью он не может лететь с максимальной скоростью. Поэтому процедура следующая: долетели до места, открыли дверь, поснимали, закрыли, полетели дальше. При таком съемочном подходе фотографу, безусловно, важно иметь страховку, кроме того, сама камера должна быть закреплена тросом к вертолету. Лично я камеру ни разу не ронял, но каждый раз переживаю по этому поводу. Условия очень экстремальные.

Максим Балаховский снимает в вертолете Ми-8 через открытую дверь. Внизу — бездна, поэтому и фотограф, и камера надежно прикреплены к вертолету страховочным тросом. 

Техника съемки

90 процентов съемки я делаю со штатным объективом SAL-2470Z (со стабилизатором) и широкоугольным зумом f=11-24 мм. Рядом лежат два телезума SEL-70200G и SAL70400G2 (оба со стабилизатором), на них приходятся оставшиеся 10 процентов. Камера — ILCE-7RM2 с 5-осевой системой стабилизации изображения.

Снимаю в основном в приоритете выдержки. Известное правило, что значение безопасной выдержки должно быть обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива (например, 1/100 с равно f=100 мм), здесь совершенно не работает, именно по причине серьезной вибрации, которая в Ми-8 бывает очень сильная. Некоторые эксперты даже не рекомендуют класть фототехнику на сидения, поскольку в конструкции якобы могут разболтаться винтовые соединения. В общем, я снимаю с выдержками от 1/640 до 1/1500 с. Фототехника Sony Alpha обеспечивает весьма большой процент удачных кадров. Поэтому я всегда спокоен за результат.

Из вертолета обычно фотографируют пейзажи. Особый интерес представляют различные объекты, которые с земли невозможно увидеть в полном масштабе. Можно снимать панорамы, для чего надо попросить пилота снизить скорость. Для съемки интересного сюжета широкоугольным объективом нужно попросить пилота «убрать лопасти из кадра». Соответственно, если интересующий объект находится по левому борту, то вертолету нужно «начать поворот направо». Лопасти уйдут вверх и не попадут в кадр.  

Для каждого сюжета рекомендую сделать несколько дублей. По крайней мере, будет из чего выбирать. Просите пилота лететь на разных высотах, так у вас появятся различные углы съемки. Включайте в кадр небольшой фрагмент неба, он подчеркнет необычность съемки.

Заключение

Полет на вертолете длится от 10 минут до 2 часов. Однако любое время, и 10 минут, и 2 часа, всегда пролетает незаметно. Чтобы не терять драгоценные минуты на борту вертолета, постарайтесь тщательно подготовиться на земле. Возьмите две камеры, установите необходимые объективы, подумайте, какой комплект у вас будет основным, а какой дополнительным. Ознакомьтесь с маршрутом полета, отметьте интересующие вас объекты, определите, где будет находиться солнце и у какого борта вам лучше занять место. Поверьте, пилотам гораздо приятнее выполнять четкие команды фотографов, которые наметили цели, а не суетятся, как школьники, не сделавшие домашнего задания. Небо все расставляет по своим местам. А снимки получаются действительно уникальные! 

Alpha-советы:

1.Готовьтесь в съемке в небе заранее на земле — изучайте маршрут, отмечайте интересные объекты, составляйте план съемки

2.Во время полета не стесняйтесь общаться с пилотами и с их помощью управлять вертолетом - убрать лопасти из кадра, изменить высоту, снизить скорость.

3.С открытой или снятой боковой дверью обеспечивайте надежную страховку — себя и камеры.

4.Снимайте в приоритете выдержки, устанавливая по возможности максимальное значение выдержки.

5.Старайтесь включать в кадр небо.

поделиться