Материалы
Sony в соцсетях

Там где заканчивается реальность

или Пограничные рассуждения о цвете, фотографии и кинематографе

Сергей Гаврилов

Среди фотографов-любителей сейчас мало кто задумывается, какой должна быть фотография — цветной или черно-белой. Мир вокруг цветной, значит, снимки должны тоже быть цветными. Это же очевидно! Но массовая фотография стала цветной только в конце 1980-х годов, когда появился первый минилаб на Новом Арбате (тогда Проспект Калинина). Цветные отпечатки стоили дорого, но вызывали самые восторженные эмоции. Еще бы, ведь в течение долгого времени цветная фотография была привилегией профессионалов. Любители могли только мечтать и осторожно (иногда безуспешно) экспериментировать. Ну, или обращаться в профессиональные лаборатории, где подобные услуги были, но стоили дорого. Поэтому массовая любительская фотография была исключительно черно-белой. Недорогой и технологически несложной. Сейчас любая камера изначально настроена на получение цветной фотографии. Чтобы получить черно-белое изображение, нужно совершить ряд действий в настройках камеры или в графическом редакторе. Но обращаются к ч-б редко. Если в кадре дисбаланс по цветовой температуре, или если хочется представить себя как арт-фотографа.

На самом деле, все гораздо сложнее. Цветная фотография как изобразительное искусство явление относительно новое, которое появилось лишь в середине 1970-х годов. До той поры искусством было только т. н. бесцветное изображение - черно-белое и монохромное, например, сепийное. Цвет все это время существовал параллельно, но признания добивался с большим трудом и очень медленно. Портретная фотография не была исключением. В течение ста лет это было только монохромное изображение. Цветные работы фотографы и арт-критики воспринимали без особого пиетета. Сказывалось влияние живописи, где цвета подбирал и сочетал между собой художник. Цветовые решения были авторскими, что, конечно, привлекало зрителей. Фотокамера отображала действительность в цвете (практически) без какого-либо вмешательства со стороны автора. Этот момент и воспринимался как слабая сторона цветной фотографии.

Ситуация стала меняться с приходом цифровых технологий в фотографию, которые сделали цвет доступным и позволили применять к нему авторское воздействие. В этой связи нужно понимать, как происходило развитие цвета на протяжении веков в живописи, начиная от Эпохи Возрождения, затем в работах импрессионистов, пост-импрессионистов и заканчивая нашими соотечественниками Малевичем и Кандинским, которые в 20-30 годы прошлого века определили правила работы с цветом в самых различных искусствах, а не только живописи.

Современные фото/видеокамеры от различных производителей по разному воспроизводят цвет, нюансы не особенно важны, и можно сказать, что в целом каждый результат довольно точно соответствует реальности. Правда, в большинстве случаев этот результат остается натуралистичным. Фотографы никак не изменяют реалистичный цветовой рисунок. В чем причина?

Натуральные цвета не являются рецептом качественной фотографии. Искусство начинается в тот момент, когда заканчивается реальность. Как только изображение теряет реалистичность в свете, цвете или перспективе, появляется ощущение произведения искусства. Пускай даже минимальное, и это еще не окончательный уход от реальности, но первый шаг уже сделан. Хотя этот путь не всегда, вернее не у всех фотографов означает приход к искусству.

Официальный сайт кинофильма «Ла-Ла Ленд»/«La La Land» (2016) www.lalaland.movie

В области цвета тренды всегда задавала живопись. Потом к ней присоединился игровой кинематограф. По крайне мере, я это наблюдаю в течение последних 15 лет. Влияние кинематографа на работу с цветом специалистов из различных визуальных искусств очевидно. Особенно это заметно после выхода на экраны знаковых лент. Например, американский трагикомедийный фильм-мюзикл «Ла-Ла Ленд»/«La La Land» 2016 года (режиссер Дэмьен Шазелл). Критики назвали ленту «залитым солнцем музыкальным шедевром» и «рапсодией в синем, красном, желтом и зеленом цветах». 

При создании изображения авторы фильма «Ла-Ла Ленд» применили цифровую технологию, которая имитирует известную технологию Technicolor. Изначально она предполагала тонирование черно-белых диапозитивов в два или три цвета с помощью призмы, расщепляющей свет на два или три потока. Соответственно, технологии так и называются: Technicolor 2 Strip и Technicolor 3 Strip. Примерно в 20-х годах прошлого века система Technicolor стала основным стандартом цвета в киноиндустрии.

Яркие насыщенные цвета — новый основной тренд в визуальных искусствах ближайшего времени 

В фильме «Ла-Ла Ленд» представлены потрясающие очень яркие насыщенные цвета. Они почти выпрыгивают из экрана... Чистые и более красочные, чем в реальности, но приятные для глаз. Во время просмотра возникает ощущение волшебства. Эта лента задает тренд на яркие чистые изображения. Они придут на смену менее насыщенным цветовым схемам, которые были популярны раньше. Таким образом, 2017 год станет годом ярких насыщенных, почти волшебных цветов.

поделиться