Материалы
Sony в соцсетях

Три товарища

или Почему коптер стал полноправным членом экспедиционной группы Леонида Круглова

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Какая связь между коптером и крабом?

Фотограф-путешественник Леонид Круглов работает не один. Нет никакого секрета в том, что в экспедиции с ним отправляются операторы. Однако недавно в его группе появился новый член по имени Себастиан. Так и работают они втроем: Леонид Круглов, оператор проекта Владимир Филиппов и Себастиан. Причем Себастиан требует к себе повышенного внимания. Его носят на руках, тщательно следят за питанием, спит он, завернутый в теплую одежду. Что-то не так — сразу пожалуйте на осмотр. Но Себастиан это не человек, а коптер, который стал полноправным членом экспедиционной группы Леонида Круглова.

«Каждая серьезная аппаратура должна иметь имя собственное, - поясняет Владимир Филиппов. - Когда я собрал этот коптер, то обратился к знакомым. Один друг предложил имя Себастиян (лат. Sebastianus), по имени краба из популярного мультфильма «Русалочка». Оно и закрепилось за коптером».

Пилот Владимир Филиппов и оператор Леонид Круглов обсуждают, куда направить Себастиана с камерой Sony Alpha a7S II

Коптер привыкает к рукам

Первоначально Владимир Филиппов собрал коптер в 2012 году. Спустя два года произвел его глобальную реконструкцию. Конструктив изменил, но электроника осталась прежняя. Эти элементы приобретены у немецкого производителя микросхем для коптеров компании MikroKopter. Поскольку у Себастиана шесть винтов, то, строго говоря, он называется гексакоптером.

Масса коптера без камеры Sony Alpha a7S II составляет 10 кг. Конструкция не предусматривает опор. Их наличие означает дополнительную массу и, как следствие, сокращение времени полета. Кроме того, в экспедициях Леонида Круглова старт и приземление коптера производится часто с лодки, скалы, травы. Поверхности неровные и неустойчивые, поэтому опоры не особо и нужны. Себастиана запускают в воздух и сажают с помощью рук. Тяга на каждый винт очень мощная - 1,5 кг,  При неловком движении можно не то что травму получить — легко без пальца остаться... Поэтому в чужие руки Себастиана не отдают. Например, посадка «на руки» выглядит следующим образом. Владимир Филиппов подводит коптер, хватает его и стабилизирует, чтобы его никуда не повело. Затем Леонид Круглов аккуратно подходит и берет Себастиана с другой стороны.

На одном заряде двух аккумуляторов коптер c камерой Sony Alpha a7S II способен находиться в воздухе 10 минут. В распоряжении съемочной группы 8 аккумуляторов. Таким образом, одна воздушная видеосессия длится максимум 40 минут. После этого следует отправляться туда, где можно зарядить аккумуляторы.

Во время переездов Себастиан путешествует в тубусе, а часть его комплектующих располагается в обычном багажном чемодане, конечно, с необходимыми прокладками. Поэтому и тубус, и чемодан спокойно сдаются в багаж. Весь комплект весит 32 кг. 

Ненцы фотографируют на память Себастиана, который способен подниматься в воздух при минус 50 градусов! Камера Sony Alpha a7S II в таких суровых условиях работает стабильно

Себастиан, Владимир и Леонид

Самая ответственная задача — летать и снимать фото и видео — доверяется Сабастиану. С земли всеми его функциями управляют пилот (Владимир Филиппов) и оператор (Леонид Круглов). Для сведения: все переговоры они ведут в эфире: «Поднимись повыше, поверни на юг...». Себастиан, в свою очередь, тоже сообщает о высоте, скорости, прочих параметрах полета и ошибках.

Безусловно, пилот и оператор могут меняться ролями, но это уже нюансы. Как отмечает Владимир Филиппов, в подобной работе очень важна сработанность пилота и оператора. Даже профессиональные фотографы и видеографы нередко теряют картинку, начинают суетиться и очень резко управлять камерой, из-за чего картинка становится дерганной. Все это приводит к браку. При этом надо учитывать, что даже у сработанной пары Круглов-Филиппов только 30-40 процентов съемки получается прилично. Остальное сразу же удаляется. Кстати, если на видео в кадр попал оператор (Леонид Круглов) или пилот (Владимир Филиппов), то вы никогда не догадаетесь, управляет кто-то из них коптером или нет. Как правило, тот, кто действительно выполняет эту задачу, остается за кадром — прячется, стоит или сидит таким образом, что вы не видите пульт управления, который он держит перед собой.

Оператор Владимир Филиппов с тубусом, в котором умещается коптер Себастиан в сложенном виде.

Леонид Круглов и Владимир Филиппов познакомились 10 лет назад на проекте «Семеро смелых». С тех пор работают вместе. Тогда еще не было современных коптеров, и Владимир Филиппов занимался совершенствованием систем стабилизации за счет использования обычных фото/видеокамер. А потом появились коптеры, компактные системы стабилизации, и все стало проще. 

Владимир Филиппов - пилот малой авиации, и в то время он летал на паралетах. На паралете они с Леонидом Кругловым пролетели всю пустыню Гоби в Монголии. Именно на паралете Владимир Филиппов и конструировал систему стабилизации. Таким образом, изначально они вдвоем работали в области воздушных съемок с параплана.

Перерыв в съемке. Полуостров Ямал, 2016. Владимир Филиппов внимательно осматривает Себастиана

Без паяльника ни одна экспедиция не обходится

Самым суровым испытанием для Себастиана стала Якутия в феврале 2016 года (экспедиция «Великий Северный Путь»). Температура опускалась до минус 60 градусов. «По Якутии я проехал, держа коптер в руках, - вспоминает Владимир Филиппов». Причина заключается в том, что собирать-разбирать его было опасно — конструкция могла не выдержать. «Я часто менял всю проводку, поскольку на таком морозе трескалась изоляция. Например, тонкий провод от наушников спустя всего 5 (!) секунд после попадания на мороз можно было держать вертикально, как веточку». Владимир Филиппов говорит, что по вечерам очень часто приходилось  ремонтировать коптер, причем с использованием паяльника. Поэтому при выборе жилья всегда смотрели, где имеется генератор.

Несколько секунд удачи

«Когда зрители смотрят наше видео, - рассказывает Владимир Филиппов, - им кажется, что все легко и просто. На самом деле, за некоторыми сюжетам стоит огромная работа и куча нервов».

Рассмотрим, к примеру, казалось бы, обычный сюжет с оленями. В трейлере документального фильма «Великий Северный путь» он начинается с 54 секунды.

Трейлер документального фильма Леонида Круглова «Великий Северный Путь».
Смотреть

Чтобы записать несколько секунд потрясающего видео, путешественники готовились три дня. В этом месте пересекаются два пути, по которым идут два стада оленей, которые гоняют оленеводы. Таким образом, группа Круглова договорилась с оленеводами, согласовала время прохода животных, подгадала погодные условия, чтобы был приличный солнечный свет. Коптер поднялся в воздух с камерой Sony Alpha a7S II при температуре минус 45 градусов. Было всего 10 минут, чтобы долететь до нужной точки — довольно далеко, сделать съемку и вернуться. Неожиданно в эфире Себастиан произнес слово, от которого Владимиру Филиппову стало не по себе - «Ресивер». Это означало ошибку, из-за которой могла сорваться вся съемка. «А олени все ближе и ближе... Так и сняли в тревожном сопровождении голоса Себастиана».  

* * *

Мы сидим с Владимиром Филипповым в его миниатюрном офисе — крохотной комнате в Зеленограде. Он показывает мне Себастиана. Он без камеры Sonу Alpha и разобран на части. Рассказывает, как постоянно совершенствует коптер. Как боролся, к примеру, с эффектом Rolling Shutter, напоминающим «желе», который возникал по причине высокочастотных вибраций, порождаемых пропеллерами. В результате добился гашения вибрации посредством резиновых демпферов. Кстати, сразу не все подошли, и пришлось довольно долго поискать в магазинах именно такие мячики, в которых был необходимый баланс мягкости-жесткости. Также были сделаны необходимые установки в камере Sony Alpha a7S II. В результате картинка стала качественной и стабильной.

Рама коптера в сложенном виде. Вид сверху
Рама коптера в сложенном виде. Вид сбоку
Подвес для камеры с приводами
Подвес для камеры с приводами
Пульт управления пилота
Пульт управления оператора
Интеллектуальное зарядное устройство для аккумуляторов
Интеллектуальное зарядное устройство для аккумуляторов
Аккумулятор
поделиться