Материалы
Sony в соцсетях

В поисках утраченного мира

или Шесть элементов хорошего пейзажа

Александр Киценко

Опыт съемки

С одной стороны, опыт дает очень много, с другой, очень мало... Безусловно, его наличие является ключевым фактором для достижения качественного результата. И прежде всего, нужно получить элементарные технические навыки для исключения банальных ошибок. Я даже не говорю про начальные знания, как-то: что такое диафрагма и выдержка... Прежде чем отправляться на серьезную съемку настоятельно рекомендую потренироваться на простых сюжетах непосредственно на пленэре недалеко от дома. Попробовать, получить ошибки, исправить их. Например, как обеспечить нужную глубину резкости? Куда сфокусироваться? Какую экспозицию установить? В каких ситуациях не обойтись без штатива, а когда он не нужен? Как сделать снимок со сложным светом, например, контровым, как снять панораму (вертораму — вертикальную панораму) и проч.

Еще любопытный момент. Раннее творчество – самое искреннее и чувственное. На этом этапе фотограф думает не о выгоде и наградах, не о толпе критиков и поклонников. Он смотрит сюжет и думает только о нем. Его мысли чисты. Правда, они порой спонтанны и ошибочны, но все время посылают импульсы, чтобы попробовать тот или иной прием. И все равно это искусство в чистом виде. Однако это состояние «раннего искреннего творчества» доступно не всем. И поэтому известными фотографами не становятся все поголовно, кто взял в руки камеру.

Также опыт дает некий средний результат. Речь идет об «узнавании» типовых сюжетов, методов съемки и построения кадра.

На мой взгляд, самый правильный путь приобретать навыки и творить одновременно. Первый блин — комом? Остановись, вдумайся, исправь огрехи. Сделай еще один. Попробовал? «Блин» получился съедобным? Значит, третий уже можно подавать на стол! А дальше усложняй рецептуру. Так потихоньку можно перейти от «блинов» к «пирожным и тортам» - более сложным и более качественным результатам. Но всему свое время.

… Иногда я оглядываюсь назад и удивляюсь своим старым снимкам. В них целый мир, который я заново никак не могу обнаружить.

В моих старых снимках целый мир, который я заново никак не могу обнаружить

Время года и время дня

Классический пейзажный фотограф в корне отличается от нормальных (обычных) людей. Съемка может начаться в предзакатные часы, когда тени длинные, а свет мягкий. Потом она плавно переходит к длинным сумеречным выдержкам и красивому цвету угасающего неба. Появляются звезды? Значит, пришла пора украсить пейзаж элементами астрофотографии - звездами. А тут и до предрассветного тумана недолго осталось ждать. Да и сам восход интересен. Свет бывает очень  красивый, пока солнышко не поднялось слишком высоко. Ух... А теперь спать!

В фототуре так проходит каждый день. Через неделю с ног падаешь, но зато рядышком с красивыми фотографиями. А вообще брать в руки фотокамеру, по большому счету, нужно в те моменты, когда есть что снимать. И неважно, полдень это или ночь, режимное время или пасмурный день. Главное – найти подходящий сюжет.

Выбор времени года, на мой взгляд, вообще никак не связан с получением удачного или неудачного пейзажного снимка. У каждого сезона есть свои преимущества и недостатки. Здесь больше вопрос, к чему душа лежит. В основном, вопрос упирается в погоду, свет, рельеф и прочие нюансы.

Вот точка съемки и ракурс – это краеугольные камни практически для всех видов съемки. И пейзаж – не исключение. Буквально пару шагов в сторону – и сюжет может поменяться кардинально. Бывали случаи, что, меняя ракурс и точку съемки, я мог получить полдесятка красивых снимков одно и того же дерева, практически не сходя с места.

Раннее творчество – самое искреннее и чувственное

Фототехника и аксессуары

Камера, оптика, штатив, фильтры. Другими словами, железки, стекляшки и пластмасски. Нужно ли им уделять пристальное внимание? Да, нужно. Но всегда следует помнить, что везде есть золотая середина. Если цель оправдывает средства, покупайте профессиональную технику и боритесь за каждый пиксель на матрице. Если пейзаж для души, то вы можете ограничиться более бюджетными моделями. Например, я долгое время снимал на кроп-камеру с единственным универсальным зум-объективом. И был вполне доволен результатами творчества, пока не столкнулся с продажей снимков серьезным компаниям.

Что должен обязательно иметь в своем наборе пейзажный фотограф? Непосредственно камеру, набор сменной оптики (от широкого угла до телевика), устойчивый штатив, желательно спусковой тросик (пульт ДУ), из фильтров – поляризационный и нейтрально-серый большой плотности. Если не особо дружите с программным обеспечением, тогда еще и набор градиентных фильтров.

Пост-обработка на компьютере

Для меня это означает продолжение творческого процесса. Своеобразная проявка пленки и печать в ванной комнате. Только теперь в цифровом виде. Снимаю в формате RAW, поскольку он дает большой запас информации, по сравнению с традиционным JPEG. Процесс конвертации RAW-файла отчасти похож на проявку позитивной пленки. Потом наступают долгие часы ретуширования и, наконец, испытываешь радость от создания новой работы. Это и есть настоящее творчество. В разговоры о том, что такое правильная фотография, а где «фотошоп», я не вступаю. Главное – результат.

Точка съемки и ракурс – это краеугольные камни практически для всех видов съемки

О влиянии настроения фотографа на съемку

Безусловно, внутреннее состояние фотографа оказывает серьезное воздействие на конечный результат. И особенно, если речь идет о пейзажной фотографии. Нет настроения – нет кадра. Пришел подавленный, и все эти эмоции моментально оказываются на изображении, как бы фотограф ни старался себя обмануть. Нет чувств и эмоций – нет живой фотографии. Поэтому я не завидую профессионалам, снимающим на заказ. Трудно держать себя постоянно в нужном творческом русле. В каждую свою работу я стараюсь вложить капельку души. Некоторые зрители даже так и характеризуют мой стиль – душевный (одухотворенный) пейзаж.

Удача

Всем нужна удача. А пейзажисту – тем более. Результат съемки зависит от великого множества факторов – погода, свет, время года, местность, природные явления (иней, туманы, гроза и проч.). Однако несмотря на все эти факторы, рецепт один. Чем чаще снимаешь, тем больше шансов, что повезет. Если планируешь ехать далеко, например, в другую страну, то нужно не только надеяться на удачу, но также тщательно проанализировать всю информацию, в какое время года и какую местность стоит посетить.

Итоги

Однозначного рецепта для получения хорошего пейзажа не существует. Любой успешный результат это всего стечение целого ряда обстоятельств, как технических, так и природно-эмоциональных. Главное – любить свое дело, и все получится.

поделиться