Материалы
Sony в соцсетях

Александр Киценко

Интервью

Александр Киценко

Сколько лет осознанно занимаетесь фотографией?

Переход от неосознанного увлечения к всепоглощающему творчеству произошел в 2005 году, после покупки пленочной зеркальной камеры. На тот момент мне шел 29 год. До этого даже в голову не приходило, что когда-нибудь стану фотографом.

Что послужило отправной точкой?

Все началось с поломки старой «мыльницы». А поскольку в каждой семье должен быть фотоаппарат, новая компактная камера появилась буквально через неделю. Её тестирование проходило на рыбалке. В череде снимков друзей, друзей с удочками, друзей на лодке незаметно мелькнула пейзажная фотография. Представьте - озеро, небольшой туман, камыши, отражения. Вот с этого кадра все и началось. По профессии энергетик, но параллельно занимаюсь фотографией, провожу занятия в фотошколах, веду небольшую журналистскую деятельность. Фотография – это призвание, способ реализовать свою творческую натуру. Если бы не она, наверное, посвятил бы свободное время путешествиям, музыке, природе.  

свой стиль определяет так: «Душевный пейзаж. Каждый снимок – это отпечаток внутреннего состояния, слепок моей души»

Возникало периодически желание бросить фотографию?

Нет, такого не было. Иногда бывают моменты, когда уходишь от творчества в силу каких-то форс-мажорных обстоятельств, но, слава Богу, я всегда возвращаюсь к любимому делу. Пока есть творческий потенциал и тяга к прекрасному – я останусь верным своему призванию.

Как вы можете описать ваш оригинальный стиль?

«Душевный пейзаж» - я бы назвал его так. Каждый мой снимок – это отпечаток внутреннего состояния, слепок моей души. Не люблю, когда фотография рассчитана только на технику или геометрию.

Когда вы почувствовали, что стали профессиональным фотографом?

Понятие «профессиональный фотограф» для меня двояко. Во-первых, это человек, который зарабатывает фотографией себе на жизнь. Свадьбы, репортаж, стоки, реклама и прочие коммерческие виды съемки. Второе понимание слова «профессионализм» пришло вместе с ощущением, что я потихоньку начинал справляться с поставленными задачами. Сложный свет, отсутствие наглядных сюжетов, неинтересная геометрия – а снимать нужно. И нужно снимать красиво. Выкручиваться приходится, несмотря ни на что – вот цена слова «профессионализм». Если честно, как хорошо оставаться «любителем», и снимать в свое удовольствие!

«Мое творчество делится на два периода – до Sony и после Sony».

Ваше отношение к аналоговым и цифровым технологиям?

Одинаково положительно отношусь как к аналоговой, так и к цифровой фотографии. Но будущее, вернее, уже настоящее, за «цифрой». Первый цифровой фотоаппарат появился у меня в 2006 году (вместе с первым компьютером). Уже тогда я понял, сколько дополнительных возможностей скрывается за единичками и ноликами алгоритма процессора. Я превратил обработку фотографий в целое искусство, не менее увлекательное, чем сам процесс съемки. До знакомства с «цифрой» я сканировал пленку, ведь интернет - чуть ли не единственный способ донести свое творчество до широких масс. Сейчас возвращаться к пленке или экспериментировать с ней нет ни сил, ни желания.

Вы сами обрабатываете изображения после съемки или у вас есть помощник?

Одним из своих достижений технического характера я считаю создание алгоритма для цифрового художественного ретуширования фотографий. Долгие годы он оттачивался, совершенствовался, обрастал теорией и практическими навыками. Поэтому сейчас я с удовольствием обрабатываю снимки, это неотъемлемая часть моего творчества.

 Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Хорошая фотография – это живая фотография, независимо от жанра и способа её получения. Красота, эмоции, настроение – если эти компоненты живут в кадре, значит, он по-настоящему достойный.

Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи, прочих визуальных искусствах являются для вас знаковыми?

Скорее всего, я не дам однозначного ответа на этот вопрос. В живописи мне нравится Шишкин, Левитан, Айвазовский, Саврасов, Васнецов. В фотографии импонируют работы многих авторов, выделить конкретных довольно сложно. Наверное, их уже несколько сотен, и список постоянно растет. От каждого я что-то беру, какую-то маленькую частичку, и складываю к себе в копилку — пригодится.

У вас есть ученики?

На этот вопрос с гордостью отвечу, что да! Некоторые уже настолько продвинулись вперед, что стали моими достойными соперниками на ниве пейзажного творчества. Юрий Шевченко, Олег Кругляк, Станислав Саламанов, Вячеслав Лузанов, Андрей Саносян, Денис Ажицкий, Роман Стативка. Думаю, что список можно продолжить многими именами – все-таки я не только фотограф, но и преподаватель. Здесь я перечислил тех ребят, которые всерьез присвоили мне почетное звание «сенсей» (шучу, конечно).

Ваше самое большое достижение в фотографии?

Я разделяю творчество на два периода – до Sony и после Sony. В этом есть доля юмора, но по временным отрезкам наблюдается довольно точное совпадение. В период творческой юности (до Sony) самым большим прорывом стали многочисленные победы на фотоконкурсах трех моих работ – «Сон Дубовой Долины», «Шагающий Энт» и «Сказочная неТайга». Перечислять регалии даже нет смысла – это почти десять различных мероприятий, включая один из крупнейших международных конкурсов фотографии International Photography Awards. В настоящее время (второй период) самым большим достижением стал выход в 2015 году в финал Sony World Photography Awards моей фотографии «Tales of Dolomites. Lago di Braies».

 О чем больше всего сожалеете?

Пока что сожалею лишь об одном – что не могу полностью отдаться любимому делу, ездить по всему миру и делиться со зрителями увиденной красотой. Наверное, все впереди, ведь мечта имеет свойство материализовываться.

Ваша профессиональная мечта?

Профессиональная мечта… Странно, но на ум приходит лишь одно – как можно больше творить. И, конечно же, привлекать как можно больше зрителей. Иногда позволяю себе еще «профессионально» помечтать о новой технике, не скрою. Если говорить о целях – здесь все гораздо прозаичнее. Хочу выйти на достойный уровень, как творческий, так и коммерческий.

совет начинающим: «Учиться и работать, работать и учиться».

Что должен сделать начинающий фотограф, чтобы стать известным?

Первое - найти себя. Чем больше снимаешь и анализируешь чужие работы, тем ближе подходишь к чему-то особенному, свойственному только тебе. Фотография – это почерк. Поначалу все снимают «печатными буквами», а по мере «взросления» постепенно переходят к «прописным». А почерки-то у всех разные. Второе. Учиться и работать, работать и учиться и... еще больше учиться и усерднее работать. Во всех направлениях – и в творческом, и в техническом. Вдобавок нужно быть неплохим пиарщиком. Это не так просто. Попробуйте в обязательном порядке опубликовать снимок в трех-четырех социальных сетях, на пяти фотосайтах, написать статью в блог, вести свой сайт и проч. Третье. Нужно немного удачи и врожденной тяги к искусству. Без некоторых способностей стать хорошим фотографом просто невозможно. Например, я лет пять серьезно занимался футболом, но известным футболистом и вообще футболистом так и не стал (улыбается).

В какой стране самая сильная фотошкола, самые сильные фотографы?

Провокационный вопрос. Самые сильные фотографы разбросаны по всему свету, а их родина называется «Фотоискусство»! И прошу не спорить - это аксиома. Насчет сильной фотошколы – я сильно сомневаюсь, что такая школа существует в принципе. Есть сильные преподаватели. Мало того, есть даже сильные фотографы, которые великолепно умеют преподнести материал и действительно чему-то научить студентов. Но пока человек сам не захочет «изо всех сил» стать фотографом, пока он не положит на чащу весов свою душу и мечты, он никогда не займет значимое место в волшебном мире фотографии.

 Зачем люди приходят в фотографию?

Фотография – это большая и неисчерпаемая отдушина в нашем неуютном современном мире. Поэтому многие люди с радостью обращаются в «фотолюбительство», несмотря на существенные затраты как времени, так и финансов. И, конечно же, не стоит забывать про тех, для кого это настоящее призвание или будущая профессия.

***

Считается, что пейзажи снимать легко. Они никуда не торопятся, не меняют внешний вид во время съемки. С ними не нужно общаться, договариваться о встрече, искать особый подход. С пейзажем не требуется подписывать модельный договор и бояться, что он (пейзаж) не одобрит съемку. В результате пейзажи снимают все, а достойно они получаются у единичных фотографов, среди которых и Александр Киценко. Когда общаешься с ним, то возникает ощущение, что вы уже поняли все его секреты, и нужно скорее бежать фотографировать. Чтобы потом как можно быстрее выложить результаты в социальные сети, разместить сообщения в форумах и проч. Ведь хочется быть узнаваемым, выставляться в галереях, выигрывать в конкурсах и проч. Александр Киценко доказывает обратное. Пейзаж — это очень сложно, очень долго и очень кропотливо. Его можно снимать годами, прежде чем удастся получить минимальный результат. Однако если вы приняли решение, то важно не ждать вдохновения, а начинать путь уже сейчас. Дорогу осилит идущий. Какой бы долгой она ни была.

поделиться