Материалы
Sony в соцсетях

Сергей Семенов

Интервью

Сергей Семенов

Как вы пришли в фотографию?

Моя история, наверное, похожа на многие другие... По образованию я экономист, после окончания вуза работал в офисе. Ходил на работу в костюме и с портфелем. В 2003 году приобрел цифровую мыльницу, потом — цифровую зеркальную камеру. Очень удивился, что фотографии ничем не отличаются от тех, которые я получал на мыльнице. Стал интересоваться секретами фотомастерства, купил вспышку, штатив, стал завсегдатаем фотографических интернет-форумов. Снимал пейзажи, обрабатывал на компьютере, печатал лучшие работы. Жизнь шла по накатанной. Костюм, пиджак, офис. Камера, съемка, обработка. Это было моим увлечением, пока не наступил кризис 2008 года. Я познакомился с Олегом Гапонюком, который является основателем проекта AirPano. Мы сидели с ним в кафе, как вдруг он мне предложил: «Приходи к нам снимать панорамы!». И я пришел. В 2009 году я бросил офис, и жизнь моя кардинально изменилась.

Не жалеете?

Нисколько. Сейчас я даже со страхом думаю о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы я сказал «нет» Олегу Гапонюку.

свой стиль определяет так: «Художественный пейзаж, я пытаюсь объем окружающей реальности перенести в двумерное изображение».

Когда вы осознали, что стали профессиональным фотографом?

Знаю очень точно - когда уволился из офиса (смеется). В тот момент я прекрасно понимал, что у меня нет другого выбора, кроме как стать профессиональным фотографом. Безусловно, важную роль для поднятия самооценки сыграло первое интервью и первый приз в фотоконкурсе. 

Было желание бросить фотографию?

Ни разу. В проекте AirPano мы ставим амбициозные задачи и выполняем их. Это неимоверно круто!.. Вдохновляет неимоверно. Хочется жить, творить и свершить грандиозные дела.

Как можете описать собственный стиль?

Наверное, я не являюсь совершенным пейзажным фотографом, поскольку особо не придерживаюсь классических правил пейзажной съемки, даже нарушаю их. Зато постоянно ищу идеальный пейзаж. Любой сюжет из окружающей нас реальности существует в объеме, и я пытаюсь этот объем перенести в двумерное изображение.  

Я человек новой цифровой эпохи. Пленка для меня канула в прошлое безвозвратно.

Вы пришли в фотографию уже в цифровую эпоху, тем не менее, вам удалось познакомиться с пленкой, вы можете сравнить две технологии?

К сожалению, на пленку я практически не снимал, за исключением пары попыток, которые нельзя назвать даже маломальским опытом. У родителей были пленочные компактные камеры, но магии они никакой не создавали. А вот когда я держу в руках цифровую камеру и нажимаю на спуск, то ощущаю необыкновенную магию фотографии. Тратить время на пленку у меня нет ни желания, ни времен. Все-таки я человек уже новой цифровой эпохи. Пленка ушла для меня, канула в прошлое безвозвратно.

Значит, вы постобработку изображений никому не доверяете?

Никогда. Сажусь и сам обрабатываю. Более того, я провожу мастер-классы по работе в программе Photoshop. В проекте AirPano я последний, кто смотрит на результат и утверждает съемку. На самом деле, я был бы рад поручить эти обязанности кому-нибудь, но... пока не вижу такого человека. Вообще нужно понимать, что снимок, который вы получаете с помощью фотокамеры, это только половина конечного фотоизображения. Вторую половину дает постобработка. На этом этапе, не менее важном, чем сама фотосъемка, нужно либо все делать самому, либо поручать человеку, в навыках которого уверен, как в себе.

У вас есть ученики?

Признаться, я никогда не задумывался над этим, тем более не стремился назначать себе учеников. Хотя я могу похвастаться, что около двух десятков человек сказали, что я научил их работе в программе Photoshop. Мне очень приятно было это слышать.

Какие фигуры в области визуальных искусств являются для вас знаковыми?

Ансел Адамс. Хотя сейчас я бы с ним поспорил по многим композиционным решениям. Еще могу отметить Питера Лика, которому удалось превратить пейзажную фотографию в хороший бизнес-проект. Сам Питер Лик полностью посвящает себя творчеству, в то время как его команда занимается коммерческой составляющей.  

Как вы можете описать «хорошую фотографию»?

На нее приятно смотреть как издалека, так и вблизи. Интересно рассматривать детали, она не разочаровывает и вызывает эмоции. 

Какое ваше самое значительное достижение в карьере фотографа?

Однозначно должность директора в проекте AirPano. Мне нравится моя работа, я пользуюсь уважением в коллективе, все хорошо... (смеется). Это очень здорово! Лет десять назад я об этом даже мечтать не мог.

О чем больше всего сожалеете в профессии?

Несколько лет назад снимал свадьбу и не выложился на сто процентов. Съемка получилась, молодоженам понравилась, работа была оплачена, но у меня осталось ощущение какой-то недосказанности, недоделанности. Признаться, мне до сих пор стыдно.

совет начинающим: «Для начала решите, что вам нужно: серьезный карьерный рост в фотографии или качественная съемка в семейный фотоальбом».

Что можете посоветовать начинающим фотографам? Как добиться успеха?

Нужно обязательно разделять любителей, которые хотят прилично фотографировать в семейный альбом и не мечтают о карьере фотографа, и тех, кто действительно хочет стать профессионалом. Семейным фотографам можно посоветовать общаться в интернет-форумах и купить для начала к штатному объективу приличный телезум, например, 18-200. Будущим профессионалам я хочу рекомендовать обязательно посещать портфолио-ревю и мастер-классы тех фотографов, которые для них являются авторитетами и вызывают уважение. Многие профи, особенно зарубежные, способны всего за один день разложить по полочкам серьезные темы. Ищите таких. На меня в свое время произвел впечатление Эдди Тэпп. 

Можете сказать, чем отличаются отечественные фотографы от зарубежных?

Для западных фотографов характерен снобизм. Они никогда не поделятся своими профессиональными секретами. Даже просто хорошую точку съемки не покажут. Будут молчать и возить туда свои группы. Отечественные фотографы в этом отношении более щедрые, бескорыстные. В российских регионах фотографы очень много внимания уделяют техническим мелочам, иногда просто зацикливаются на них. Вот если нет такого-то объектива, фильтра или тросика, значит, я не могу получить хороший результат. Мне это странно слышать. Я уверен, что успеха может добиться любой. Например, я знаю фотографа из Гватемалы, который все продал на родине и поехал снимать в Мурманск.

Вы являетесь директором известного во всем мире проекта AirPano, можете назвать его преимущества?

Надо сразу отметить, что изначально он задумывался как некоммерческий проект и долгие годы был именно таким. Стартовая идея заключалась в том, чтобы показать самые красивые места на Земле в формате панорамы 360 градусов. Первый этап - 100 точек на карте. Мы его выполнили. Потом еще 100, уже 200. Сейчас наша команда из десяти человек сфотографировала 230 лучших мест на планете. Среди других аналогичных проектов в мире мы выделяемся лучшими технической и художественной составляющими. Наши изображения использует даже Марк Цукерберг для Facebook! Да что там говорить, мы — лучшие! В последнее время мы стали заниматься также коммерческими съемками. Предлагаем видеосъемку в формате 360 градусов. Многим это нравится, заказывают.

***

Мы сидим у Сергея Семенова дома на кухне. Чрезвычайно жизнерадостный и обаятельный человек. И я в который раз на протяжении беседы ловлю себя на мысли, что он вовремя оставил офисную жизнь. Видно, что Сергей Семенов просто счастлив. Фотография, видео, проект AirPano, фототуры и мастер-классы — для него это настоящая жизнь, которую он вряд ли купил бы на деньги, которые заработал в офисе. Кроме того, он один из немногих фотографов (или единственный?), который общался с Президентом России Владимиром Путиным. «От него не исходило волнение, скорее он выглядел расслабленным, но смотрел мне прямо в глаза». Сергей Семенов не постеснялся и спросил, «а можно нам поснимать Кремль с высоты птичьего полета?». Оказалось, что «можно». Так родились уникальные кадры, которые вошли главными страницами в портфолио AirPano. Сергей Семенов рассказывает эту историю легко, с шутками. Работа доставляет ему удовольствие, и это ощущение передается его фотографиям. Они вдохновляют на творчество. Наверное, это и есть главный результат фотографа.  

поделиться